То, что вам предстоит читать ниже - дословный "перевод" интервью Николая из передачи "Первые лица", сделанный по просьбам "лиц", не имевших возможности посмотреть в субботу телевизор. Трудно передать живую речь, сопровождаемую бесчисленным количеством жестов и интонаций, в виде текстового отчета, но я честно старалась расставлять знаки препинания в соответствии с интонацией, для пущей понятливости прилагая комментарии там, где без них совсем было не обойтись.
Текст, произносимый с экрана, воспроизвожу в точности, не пытаясь привести его хоть в какое-то соответствие с лексическими и грамматическими нормами. Смотрите на иллюстрации - и попытайтесь представить, как это говорится...
"Первые лица", ТНТ, эфир 13.10.2000, 23:35,
автор и ведущая - Элина Николаева.
Ему только 23 года, но он уже герой программы "Первые лица". Надежда русского оперного искусства - Николай Басков.
- Вам 23 года.
(очень солидно) - Да.
- Вы поете на эстраде меньше года.
(жизнеутверждающе) - Да.
- До этого Вы уже пели заглавные партии в Большом театре.
(уверенно) - Да.
- Для эстрады Вас открыл композитор Морозов.
(с той же интонацией) - Да.
- Вы дружны со спикером Государственной Думы Геннадием Селезневым.
- Да. ("Обязательно.")
- В юности вы занимались плаванием?
- Да. ( "А как же без этого.")
- Билеты на ваш сольный концерт дороже, чем на Пугачеву.
(хитро-загадочно-довольная улыбка) - Без комментариев.
- Первой из звезд вам протянула руку тоже Пугачева?
(подумав) - Нет.
- На эстраде у вас нарочито пафосное шоу.
(заминка, глаза несколько изумленно расширяются) - Н-нет…
- В Большом театре вы продолжаете репетировать партию Ленского.
- Да. ("А будто не знаете.")
- Продюсерская фирма "МСК" создана специально под Баскова.
(вопросительный взгляд на потолок) - Нет.
- Для вас по швейцарскому стандарту построили студию.
(хитрая полуулыбка, переходящая в стандартную ослепительную) - М-м… Отчасти.
- Вы довольны подбором своего эстрадного репертуара - швейцарское с нижегородским?
(подумав, несколько надменно) - Без комментариев.
- Из-за свалившейся на вас популярности Вы перенесли премьеру "Травиаты" в Большом на полгода.
(опять солидно) - Да.
- Петь эстраду легче.
(сразу же, почти страстно) - Нет!
- Но не так интересно?
(поспокойнее) - Нет.
- Свое будущее вы видите с классическим репертуаром?
- Да. ("Без вариантов.")
- Западные звукозаписывающие гиганты интересуются вашим эстрадным творчеством?
- Да. ("А то!")
- Вы собираетесь выступать вместе с "Децлом" и "Отпетыми мошенниками"?
(большие глаза, изумленно-возмущенно) - Не-ет! ("Да вы что?!")
- Перед концертом Вы непременно заходите в церковь?
- Нет, не непременно перед концертом, просто перед выходом всегда как бы внутренне настраиваюсь на связь с высшим разумом, который мне дает силы и энергию.
- На самом деле я составляла вопросы по многочисленным интервью, которые вы давали.
(перебивая) - Это все вранье!
- Все вранье?
- Моментально… Очень было очень интересно… Я встретил одну журналистку, которая обо мне писала, и она мне говорит: "Здравствуй, Коля", я говорю: "Здравствуйте". Она говорит: "Ну, ты читал мое интервью?" Я говорю: "Да, читал". Она говорит: "Ну, я немножко приврала, ничего страшного?" Я говорю: "УЖЕ ничего, уже. Все прочитано…" На самом деле, очень много - то ли они не слышат…
- Когда им говоришь что-то?
- Да… То ли они еще писать не умеют, то ли они пленку с диктофона вертят обратной стороной. Поэтому, к сожалению… Даже они фотографировать не умеют и не знают, кто с тобой поет. Вместо того, когда поет со мной Лариса Рудакова, они фотографируют Карину Сербину и пишут "Любовь Казарновская".
- Но вы не воинствующий артист, который борется с нерадивыми журналистами?
- А зачем мне бороться? Они сами стараются, когда они пишут, например, соприкоснуться со мной и может, как-нибудь задеть. Все говорит именно людское отношение моих зрителей и слушателей. И я счастлив был, что исполнилось мое самое заветное желание - в первый раз за всю историю в России, когда состоялся концерт с Монтсеррат Кабалье…
- Когда это было?
- 10 сентября, это было в Петербурге, в Ледовом дворце. Знаете, какой был аншлаг? 12 тысяч зрителей пришли. Слушали 1е отделение классическое с симфоническим оркестром, второе было более… Она пела испанские песни, я пел свои интересные, самые известные произведения, Альбинони и, там, "Карузо"… Но именно вот… Все-таки можно делать в России это! И 12 тысяч зрителей в первый раз на классику!
- Как вам удалось заманить сюда такую даму?
- А я не заманивал. Она слышала мой клип, они видела все мои промоутер-материалы, из певцов, которых предлагали помимо оперных и всё, он выбрала меня. У нас была программа поделена пополам, мы заканчивали вместе первое отделение, и второе отделение мы делили пополам и заканчивали вместе, даже в гостинице жили на одном этаже.
- Какие это была номера?
(очень просто) - Президентские. Но это не столь важно на самом деле, просто когда устроители делают такое мероприятие, то по правилам этикета надо играть в правильные игры. Поэтому приходится играть…
- Почему именно на вас решили обратить внимание достаточно богатые люди, решили вложить в вас средства, ведь наверное, помимо Николая Баскова, есть еще немало в Большом театре талантливых певцов?
- Есть и певцы, которые поют и еще лучше.. Однажды Козловский сказал, когда его спросили: "Иван Александрович, как вы считаете, есть певцы, которые поют лучше вас?" Он говорит: "Да, есть певцы, которые поют лучше, красивей и музыкальней, чем я. Но судьбой предназначено петь мне и быть Козловским".
- Почем вы решили заниматься сольным творчеством? Вас стали теснить стены Большого?
(взволнованно) - Нет, они мне до сих пор еще и не расширили на самом деле. Говорить обо мне как о певце, на самом деле, очень рано. Большой - это тот храм, в который когда приходишь, там можно, знаете, вставать на колени и целовать каждое место в этом театре, потому что по нему ходили такие великие люди, до которых еще трудиться, и - недосягаемая высота на самом деле. Но никак я не могу сравниваться с ними по мастерству или по каким-то другим еще качествам какой-то звездности, как у меня, это все, я считаю, неправда. На самом деле у меня очень сложный путь, и на самом деле, страшно. (все более вдохновляясь) Страшно, потому что, ну, вы видите сами, двадцать три года, двадцать три! Люди идут к этому десятками лет!! Одним клипом невозможно это сделать! Я каждый день встаю и благодарю господа бога за те письма, которые приходят мне, за те необыкновенные пожелания, которые мне пишут люди, это все прекрасно, но почему-то, конечно, есть люди, которым я не нравлюсь, которые меня не любят, которые считают, что "вот, он выскочил, в него вложили, он ничего из себя не представляет". Есть такие люди, которые так считают…
- Что все это несерьезно…
- Что это все несерьезно, что это какое-то там, как говорят, раскрутка, еще что-то... Но поверьте, на самом деле ни одного человека не обманешь раскруткой.
- Коля, Вы не боитесь разменяться на так называемый чес в кавычках по стране?
(многозначительно, обдумывая каждую фразу) - Может быть только влияние перелетов. Может повлиять на состояние здоровья. А как такового чёса нету. Я не попал ни в одну из газетных колонок как певец, который "чешет". Я всего лишь за лето побывал только два раза в Сочи. Два раза. За то как многие певцы там бывали по десять, а то и по двенадцать раз. Каждый месяц. Я дал за лето концерт в Алма-Ате. И я дал концерт в Петербурге. Всё.
- Мечтали ли вы о каких-то серьезных контрактах?
- У меня и так достаточно серьезный контракт с продюсерской фирмой "МСК". К более серьезному надо подготовиться. Такое впечатление, что… Меня всегда вот спрашивают когда, такие вопросы задают, такое впечатление, что у меня уже заканчивается моя карьера, и меня спрашивают уже: "Что же вы хорошего еще напоследок сделаете?"
- Вы за это очень высоко взлетели, Николай!
- Я не чувствую этого на самом деле, но просто по фактам продаж по России - до двух миллионов тиражом альбом, по фактам спроса на гастроли…
- Скажите, а какая считается хорошая сумма гонорара хорошему, вот вашего уровня уже раскрутившемуся певцу, оперному?
- (поучающим тоном) - Это все зависит от места проведения. Например, вот в Москве те, которые концерты будут проходить - те декорации, та реклама, те затраты на… Ведь все забывают, когда открывается занавес, что за этим делом сидит огромный титанический труд - с техникой - выставить свет, заказать суперпрофессиональную технику… Люди забывают об этом, они думают о сразу же гонораре артиста - "О, сколько же он за это получит?" А в Москве чаще всего концерты проходят совершенно в минус, артистам многим приходится доплачивать, для того чтобы провести свое настоящее шоу в Москве, и проехать, заработав гонорары по России и за рубежом, они возвращаются сюда, чтобы здесь в России сделать грандиозное необыкновенное шоу. И гонорары могут колебаться по-разному. Смотря какой концерт, какой уровень статуса, человек, так же как и за границей, например, три тенора - они все по-разному получают, самый высокооплачиваемый из них - Паваротти.
- Сколько получает Паваротти?
(с видом управляющего делами Паваротти) - Паваротти получает за концерты… Он - могу рассказать так. Он может получать… Либо он может петь благотворительно - раз. Второе - он может получать в театре от пятидесяти тысяч долларов за партию официально как бы спонсорами, и выше, выше и выше, и самая высокая ставка его как сольного певца была миллион семьсот, и каждый из них получил по четыре миллиона долларов за концерт трех теноров в Америке. Но помимо того, что да, они просто гениальны - они гениальны во всем. Во внешности - каждый из них по-своему личность, в голосах, самое главное - в тембре.
- Тенор тенору рознь?
- Да, самое главное у певца - это тембр. Многим певцам… Даже вот, как рассказывал Борис Александрович Покровский, в Большом были тенора, которые и верхние ноты-то не брали. И как бы и не допевали оперы. Им прощали! Публика прощала их за чистоту на сцене, за духовность, за красоту голоса. Ну, мы все - живые люди, бывает, что иногда не получается что-то. У меня бывают, например, на сцене какие-то конфузные ситуации, когда, например, я приезжаю в какой-то город - у меня был трудный перелет - я выхожу на сцену, и я постепенно разогреваюсь, постепенно. И публика вместе со мной переживает. Иногда, например, что-то где-то я слова забываю там, буквально такие ситуации. Но люди видят, что я живой человек, и я так же с ними общаюсь, и это - правдивая история на сцене.
- Николай, пытались ли вам навредить? Ведь вы представляете серьезную угрозу для устоявшегося рынка поп-музыки.
- Много есть в жизни ситуациев, о которых не хочется рассказывать. Грустных, печальных, которые отражаются и на нервной системе певца, и на многих других аспектах. Но именно ваша любовь, ваша вера в мой талант, именно это дает силы творить и не обращать внимания на те, может быть, мелкие казусы, которые происходят в жизни артиста. Мне как начинающему певцу лучше не обращать внимания на это, я и не обращаю внимания на это, отношусь к этому спокойно, легко, благо, как говорится, господь хранит, и близкие люди. А вот у маститых мастеров поспрашивать можно, это очень интересная тема, что было в их жизни. В оперном театре, я знаю, что, например, в семьдесят девятом году Елене Образцовой подпилили восхождение на пирамиду в Большом театре. Когда она допела Амнерис - а ей подпилили так, что она смогла подняться по ступенькам - а когда она спускалась обратно, она полетела вниз. И делали это уже на конечной стадии, потому что у нее дальше по контракту в "Ла Скала" стояли дальнейшие спектакли. И только благо платье что зацепила, она сломала всего лишь два ребра, это спасло певицу. Так что, не только на эстраде. Но знаете, в Большом театре часто у балерин пропадают их тапочки, а иногда туда доброжелатели подкладывают кнопки.
- Эта конкуренция - ради больших денег? Ради крупных гонораров?
- Не знаю, еще в Библии написали: брат убил брата, Каин пошел на Авеля… С этого все и началось. Что же говорить о нас, когда вот сейчас такое творится вокруг, когда люди хватаются за волосок выжить в любой ситуации. (ладошки складываются у груди в молитвенном жесте) И я на самом деле молю бога, чтобы больше было радости у людей, и материального благополучия, и все в жизни бывает - сегодня есть все у человека, завтра может быть - ничего.
- Поклонницы уже одолевают?
(рассудительно) - Приятно, конечно, что тебя встречают около дома, тебя встречают в аэропорту, тебя провожают, бегут вслед за поездом. Это приятно. Особенно иногда поражает, когда знают, что ты выезжаешь из какого-то города в полдевятого утра, и примерно знают, что ты выйдешь в восемь утра или в начале восьмого (не знают промежуток) - и тебя ждут девушки там, и некоторые из них - я поразился - я уезжал из Петербурга, там одна поклонница стояла в вечернем платье в полвосьмого утра. Было холодно, я говорю: "Как же так можно? Вы что, я буду беспокоиться, здоровье как"… - "Нет, а я," - говорит, - "хотела, чтобы вот вы меня увидели вот в этом платье, потому что я его специально купила для вашего концерта".
- Как это трогательно…
- Это трогательно, да, это приятно. Вы знаете, что самое парадоксальное и потрясающее, мне на том концерте передали анаграмму моего имени - фамилия-имя-отчество. Получается так: Басков Николай Викторович - у меня 23 буквы в имени. Если их правильно по числам переставить местами, то получается такая трактовка: (возвышенно) "Скован". Троеточие. "Твой рок и бич - вокал". Мне объяснили, что я скован призванием петь - в этой жизни это вокал. Да, я скован тем, что я должен служить этому делу, мой рок - это петь в этой жизни. А бич - это уготованный судьбой, может меня не коснуться, если, как мне сказали, я останусь таким же человеком, каким я есть сейчас, и тогда он обойдет меня стороной, и все мои внутренние мечты тогда сбудутся.
вернуться к содержанию "Хроник"
|