Официальные хроники
Итак, 6 октября 2000 г., Калининград.
Концерт, назначенный ранее на 22 сентября и перенесенный по
просьбе НБ, все же состоялся.
К киноконцертному залу (или попросту ККЗ) "Россия" я
подкатила заблаговременно, где-то в 18 с минутами(концерт
должен был начаться в 19.00) - любопытство разбирало, что
за публика соберется и каково ее отношение к Николаю. А
кроме того, я давно не была в этом славном "заведении", и
мне хотелось до начала концерта "изучить ландшафт" и как
следует осмотреться. У "России" было многолюдно - народ
тоже,видимо, решил прийти заранее... У афишного стенда
стоял мужичонка бомжеватого вида и дурным голосом пел "О,
Натали..." (Думаю, в тот день он ничего не заработал - с
кем решил тягаться, несчастный?!!) а входе стояли рослые молодые люди "серьезного" вида и
фильтровали безбилетников, если, конечно,таковые имелись...
(При мне во всяком случае, эксцессов не было). Публика
чинно проходила, потрясая заветными красненькими
бумажками...
Честно говоря, в первый момент я решила, что ошиблась
дверью: пройдя в фойе, я увидела множество столиков и
стойку бара... Все столики были заняты, народ усердно жевал
и попивал пиво... Оглядевшись, я поняла, что попала все-
таки туда. Но как-то сам собой возник вопрос - куда эти
люди, собственно, пришли? На концерт, или?..... (Лично мне
в тот день было вообще не до еды...) А еще захотелось
переиначить фразу из "Барона Мюнхгаузена": "Слава безумцам,
осмеливающимся пить пиво, зная, что посреди концерта им
придется покинуть зал"... Тут же продавались какие-то
картины, не имеющие отношения к Николаю, а где-то в самом
дальнем углу стоял столик с дисками, кассетами и
плакатами... Мимо меня время от времени ходили туда-сюда
сомнамбулического вида девушки с отсутствующим взглядом...
Их отношение к Николаю было понятно и без слов. Мне же
хотелось услышать что-нибудь интересненькое, какие-нибудь
перлы (для истории). Поэтому я стала медленно перемещаться
по фойе от одной кучки людей к другой... Минут через 10 я
заскучала. Народ решительно не хотел говорить о Николае.
Одни ничего не значащие фразы. И поскольку входы в зал были
перекрыты, мне оставалось лишь подпереть стенку и ждать...
Вдруг возле меня возникло оживление. Откуда-то появился
низенький дядечка с кипой листов, в которых раз десять что-
то было обведено и перечеркнуто... Я догадалась, что это
была программа концерта (для оркестра). Он, энергично
жестикулируя, объяснял кому-то, что "это нужно переставить
сюда, а это убрать..." Я про себя ухмыльнулась: "Ну, да,
верстка на ходу..." Потом из боковой двери мимо меня
проплыли скрипки, виолончели и т.д. - оркестр потянулся к
залу...
В 18.45 я забеспокоилась: зрителей в зал по-прежнему не
пускали. А ведь люди полчаса будут только рассаживаться!
Когда же, в таком случае, начнется концерт? В итоге
запускать нас стали в 18.55, а концерт начался с 20-
минутным опозданием....
Усевшись на свое законное место, я огляделась. Порадовали
изменения, произошедшие после капитального ремонта
кинотеатра. Стены, потолок, и мягкие кресла в приятных
синих тонах, неяркий свет... Обстановка располагает к
спокойным размышлениям и отдыху... Красивая музыка а-ля
Фрэнк Синатра (быть может, это он и был - я не слишком
хорошо знаю его репертуар) заполняет звуковую пустоту до
начала концерта...
И вот наступил он, долгожданный миг!... Погас свет,
зазвучала музыка, "заиграли" цветные прожектора... У меня
в голове сработал рефлекс - сейчас откроется занавес, и мы
увидим фотографии Николая и "исторические" кадры.. Ничего
подобного не произошло. А я опомнилась - я же в
Калининграде!... А ведь это КИНОконцертный зал - могли бы
изобразить что-нибудь на своем экране!
Наконец - первые ноты "Памяти Карузо"... Появляется Он - в
своем темном костюме с блестками... Зал аплодирует... и
замирает... Он поет... Как всегда, чудесно... А потом
приветствует зрителей: "Добрый вечер, дорогие друзья...
Спасибо, что вы подарили мне возможность..." - и тут я
проклинаю эту хваленую аппаратуру Dolby surround, которая
зашкаливает так, что некоторых слов просто не разобрать...
Вскоре до меня доходит, что Николай говорит как-то...
сбивчиво, что ли... Бормочет что-то про "творческий
потенциал" и продолжает петь. Начало получается немного
скомканным... После "Карузо" идет "История любви". Между
песнями Николай ничего не говорит, а я думаю: "Ну вот... А
как же общение со зрителями?..." Но подождите - Николь
хитро поднимает пальчик вверх:) - подождите, все еще
будет! После "Истории любви" он объявляет "Снегурочку",
скупо сообщая, что "эта песня подарена" ему Александрой
Пахмутовой, и "единственным ее исполнителем был С.Я.
Лемешев". Конечно же, никаким снегом там и не пахнет (как
было уже в Таллинне. Снег до Прибалтики просто не доехал.
Кстати, забегая вперед: не было, конечно, и никакого "Буль-
буль-шоу", впрочем, как и самой песни "Для тебя").
После "Снегурочки" Николай представляет
балет "Возрождение" (в составе четырех человек(!)) и
предлагает зрителям посмотреть "один из лучших их номеров",
а сам убегает за кулисы. Балет начинает загадочные движения
под музыку, чем-то смахивающую на якутские напевы... она, к
тому же, все время повторяется, так что мне в конце концов
начинает казаться, что это может никогда не кончиться... Но
нет! Музыка умолкает, балет "отступает". И возвращается
Николай, уже в белом пиджачке, который у меня (хоть убей)
ассоциируется со "Снегурочкой":)
Дальше идет плохо знакомая мне "О, любовь!", потом "Una
furtiva lacrima". На этой песне Николай делает
свой "коронный финт" - на последних словах "...non
chiedo..." отходит от микрофона, оркестр замолкает (я
инстинктивно подаюсь вперед), и в полной тишине
он "выводит" заключительные ноты, демонстрируя всю силу и
красоту своего голоса...
Неоднократно во время концерта Николай говорил, что очень
волнуется... Посетовал, что добирались они тяжело - самолет
задержали на три часа...
Следом за "Una furtiva lacrima" - "Мари", тоже не очень
хорошо мне знакомая, так как ни в аудио-, ни в
видеоверсии "Посвящения" ее нет, и слышать ее мне
доводилось не часто...
После "Мари" Николай с великой гордостью (по крайней мере,
так это выглядело) представляет "великолепную
исполнительницу Лючии де Ламмермур" и "лучшую Джильду 99
года по опросу "Дойче Граммофон", вызвавшую "25-минутные
овации в "Метрополитен Опера" в Америке, солистку Большого
театра Ларису Рудакову". (Надеюсь, что я правильно
воспроизвела содержание торжественной речи Николая).
Как всегда, выступление дуэтом начинается с "Тайны". В
какой-то момент они, нежно обнявшись, кружатся
по сцене - выглядит очень трогательно... Но шоу, конечно,
разворачивается на песне "Phantom of the Opera" - особенно
если учесть, что сцена довольно узкая, так как "Россия" -
все же больше кино-, чем -концертный зал. (Один только
оркестр занял половину пространства... Где-то в левом
дальнем углу скромно жался хор в белых кофточках (наш,
калининградский)... Я за весь концерт, кстати, их участия
толком и не приметила (разве что в песне "Посвящение"), уж
слишком скромны и смиренны они были... Тех песен, где
участвует хор, тоже не было ("Гранада", "Для тебя", "Верю,
надеюсь")) Так что побегать Призраку вдоволь не довелось...
Пришлось Николаю и Ларисе разыгрывать страсти в довольно
ограниченном пространстве. Один раз, когда Призрак схватил
Кристину за руку, мне показалось, что он ее сейчас
оторвет...:) Меньше беготни, больше динамики в жестах,
больше страсти в голосе - Призрак агрессивен и неистов,
время от времени он даже переходит на рык (при этом почему-
то заметно страдает английское произношение). В
строчке "That man and mystery..." слово mystery он прямо-
таки рявкает... Впечатляюще! А под конец - там, где должны
идти слова "Sing, sing for me!...", Призрак, стоя на
коленях и припав к ногам Кристины, в исступлении завывает
замогильным голосом: "ПОЙ!!!... ПОЙ!!!..."
Потом, конечно же, овации, цветы (я заметила, что на этой
песне публика как-то особенно оживилась)... Цветы несут
Николаю, а он дарит их Ларисе - все как обычно... Лариса
обращается к зрителям: "Милые девочки, дамы!... Не
обижайтесь, что Коля дарит мне цветы, которые вы подарили
ему..." Тут встревает сам Коля: "Ха, я их все равно потом у
нее заберу!" Зал смеется. А Лариса, как ни в чем не бывало,
заканчивает свою речь словами "... просто Коля - настоящий
мужчина..."
Сделаю небольшое отступление. Конечно, к тому моменту
атмосфера концерта была уже не та, что вначале. Публика как
будто включилась в действие, ощутив единение с тем, кто был
на сцене... И если после "Памяти Карузо" лишь одна девушка
скромно поднесла ему букетик, то потом цветов становилось
все больше... Николай благодарил, как обычно: "Спасибо...
Спасибо вам большое... Спасибо...", но помимо этих скупых
слов иногда отпускал какие-нибудь шуточки или комплименты.
Например, одной девушке он заявил во всеуслышание: "У вас
очень красивая прическа..." (Прическа и впрямь была
красивая - состояла из каких-то немыслимых локонов и
завитков...) Потом пожилая дама поднесла ему цветы, он
присел на краешек сцены, а когда стал отходить назад, то
как-то странно замешкался... стал озираться (я думаю - что
там случилось??)... Объявляет: "Стакан разбил!..." Одного
понять не могу - как стакан оказался у Коли под ногами - он
ведь попить отбегал куда-то в угол сцены... Зачем он там
стоял? Загадка...
Однако, вернемся к дуэту. После "выяснения отношений" по
поводу цветов "Phantom of the Opera" исполняется во второй
раз. Хотя "на бис" никто эту песню исполнить не просил, тем
не менее "дубль два" встречается с большим энтузиазмом. Ах,
он знал, он знал, негодник!...
Расстановка фигур на сцене в этот раз несколько иная.
Кристина отходит в сторону и застывает в монументальной
позе. Призрак выхватывает из подаренного букета большую
желтую розу, отбегает в другую сторону и плюхается на одно
колено. Полпесни он стоит в этой позе, ритмично (под
музыку) обрывая у розы лепестки и усыпая ими сцену... (И
любит же он, однако, цветы драть!...)
После "Phantom of the Opera" Николай представляет оркестр и
дирижера: "...симфонический оркестр из вашего родного
города Калининграда..." и "...московский дирижер Эдуард
Дядюра..." (по поводу последнего я про себя отпускаю
реплику, которую предпочитаю не обнародовать). Сам Николай
убегает в очередной раз переодеваться за кулисы, а зрители
наслаждаются музыкой из оперы "Кармен". Когда же оркестр
замолкает, на передний план выскакивает мужичок с огромными
тарелками, долго энергично раскланивается, рискуя удариться
лбом о сцену, размахивает тарелками в воздухе и, наконец,
издав оглушительный "дзы-н-н-нь", убегает обратно (я,
честно говоря, в тот момент отвлеклась и не поняла, чем
было вызвано его появление, и что это была за клоунада.
Быть может, подразумевавшиеся слова "Тореадор, смелее в
бой!" он принял на свой счет?:))
Но вот Николай вновь на сцене. На сей раз на нем золотистый
костюм. Исполняет "Настанет день..." (без зонтика и дождя,
разумеется. Думаю, что если бы дождь, снег и фонтаны
доехали до Калининграда, то цена на билеты была бы не от
1000 до 2500, а от 10000 до 25000:)), потом "Мгновение"
(ах, все-таки эту песню лично я люблю больше остальных, как
ни крути...), а дальше идет "Ave Maria"... Здесь Николай
произносит очень красивую и проникновенную речь, содержание
которой я едва ли воспроизведу дословно... Скажу только,
что начиналась она словами: "Мы, артисты, часто обращаемся
к Богу..." (дальше - о вдохновении, о творческих силах), а
заканчивалась фразой: "Будьте благословенны!..." При этом у
меня по телу, признаюсь, пробежали мурашки... Отчего-то
захотелось заплакать...
После "Ave Maria" - разудалая (несмотря на название) "Что-
то грустно...", и всем сразу становится весело:) Балет
спрыгивает со сцены и танцует в проходах зрительного зала.
Не знаю, кому как, а лично мне всегда хочется под эту песню
танцевать - не могу слушать спокойно... Вот и на концерте
еле усидела. А Коля так разошелся в танце, что
разгорячившись, скинул свой золотистый пиджачок. Какие-то
девицы с задних рядов неистово завизжали. Они, видно,
решили, что он станет раздеваться дальше... Да и мне тут
как-то некстати припомнился концерт в Петербурге:)
Конечно, когда песня заканчивается, аплодисменты долго не
смолкают. Николай обращается к зрителям: "Одну
минуточку!... Знаете... Я вам сейчас еще раз хочу
предложить послушать "Кармен" в исполнении симфонического
оркестра... Э-э... Дело в том, что я привез с собой очень
красивый костюм... Он великолепно отделан, великолепно
инкрустирован..." - Тут опять откуда-то сзади раздается
истошный вопль: "Давай!!!" На сей раз вопит, кажется, тетка
в возрасте... (Ну, доконал Коленька всех... от мала до
велика до экстаза довел:)) Коля продолжает: "...И мне
сейчас нужно некоторое время, чтобы переодеться..."
Вы, конечно, догадываетесь, что это был за костюм! И, как и
в московском концерте 23 марта, "белоснежное отделение"
начинается с песни "Два крыла". Но когда Николай
произносит "вступительное слово", я почти падаю под кресло,
вспоминая Нэлию и таллиннский концерт. А говорит он
приблизительно следующее: "А сейчас я хочу для вас спеть
одну песню... Это моя САМАЯ ЛЮБИМАЯ песня... Она о любви...
И если вы пришли на концерт не одни, я хочу, чтобы вы взяли
сейчас друг друга за руки... Чтобы тепло вашей руки ощутило
тепло любимого человека..." (последние две фразы -
дословно) Каково?:)
Дальше - "Попурри". Где-то на середине песни Николай
спрыгивает со сцены, попутно чмокнув какую-то девушку,
только что подарившую ему цветы, и бежит в зрительный
зал... Это не проходит "безнаказанно" - когда он
возвращается на сцену, слегка заметно, что дыхание
чуть "сбилось"... А как же - там ведь ступеньки! Пока
допрыгаешь до середины - сначала в одном проходе, потом в
другом... Да просто из сил выбьешься!
Да! Лично для меня "Попурри" прозвучали в несколько
неожиданном варианте. От мелочей до "кардинальных"
изменений. Честно говоря, мне показалось, что Николай
попросту забыл, или перепутал слова... Вместо "...зовет
одинокий корсар..." - "...зовет одинокий моряк..." (не
очень рифмуется со строчкой "...как долго тебя я
искал..."), вместо "...разыщите мне русалку в море..." -
"...разыщите мне девчонку в море..." (мне как-то не по
себе стало от этих слов:) И если б он вначале спел "...Знаю
я, что нет девчонок в море..." А то сразу "разыщите"!:) А
потом и вовсе на итальянский перешел: "...bello, bello,
bello, bell"amore..." Впрочем, ещё в первой
части "Попурри" - там, где идут слова "Ты спой мне... О
море..." Николай пел оригинальный текст (Доменико Модуньо)
на итальянском языке: "Volare! oh, oh!.../ Cantare! Oh, oh,
oh, oh!.../ Nel blu, dipinto di blu,/ Felice di stare
lassu..." Не знаю... Скажу по секрету, новизна на самом
деле мне понравилась. Кажется, в этой песне можно петь
какие угодно слова...:)
После "Попурри" Николай произносит длинную речь, начиная ее
так (постараюсь воспроизвести дословно):"Ну, я спел, в
общем-то, уже все..." - зрители одобрительно похихикивают -
"...от эстрады до классики... Недавно в моем репертуаре
появилась новая песня... Когда я пою ее, я вспоминаю, что
мне все-таки 23 года... Однажды я выступал в Оперном театре
в Свердловске... И там в первом ряду сидела такая
скептически настроенная публика!... Особенно выделялась
одна дама... Я понял, что она, очевидно, часто ходит в
Оперный театр... Она все время как-то морщилась... И вот
когда я запел эту песню, примерно на середине я заметил,
что она так пританцовывает..." (при этом он начинает
забавно передергивать плечами) "... все-таки она в конце
концов меня поняла...Я надеюсь, что и вы меня поймете..." И
начинается "Карнавал". Думаю, это и есть та
самая "задорная песня в стиле "латино", которую Николаю
предлагали спеть когда-то... Он снимает свой белоснежный
пиджак (или как эта драгоценность правильно называется?:)) -
может, ему стало жарко, а может он просто опасался, как бы
при ходьбе "паровозиком" (по выражению Нэлии:)) идущий
сзади не запачкал эту девственную белизну... (А я бы
сказала не "паровозиком, а эдакой гусеницей, или
многоножкой, завернувшейся в кольцо.)
А после "Карнавала" Коля запоздало заявляет: "...Вообще-то
эту песню мы обычно поем всем залом.. и всем залом
танцуем..." В это время Дядюра движется по сцене у него за
спиной и, видимо, дает оркестру команду "повторить". Коля
обрывает свою речь, поворачивается к нему "наезжает": "Что
значит "повторить"?! Я же рассказываю!!!" (Я злорадно
подпрыгиваю при этих словах, зал тоже доволен). И
зрителям: "Я спою, если вы все будете танцевать!" (Никто,
конечно, не возражает) "Сейчас я хочу, чтобы в зале зажгли
свет! Дайте свет в зал, пожалуйста!... Я хочу видеть эти
лица, этих людей!... Мужчины, забудьте, что вы в
галстуках... Девушки, забудьте. что вы в юбках... (по-
моему, он так сказал - Н.) Давайте танцевать!! Вставайте!!!
Не стесняйтесь!!! Идите сюда, к сцене!!!.." И если до сих
пор зрители более-менее спокойно сидели на своих местах и
только аплодировали, то с этого мгновения "благопристойный"
концерт превращается в "праздничную тусовку с Николаем
Басковым" - все срываются с мест, пространство перед сценой
быстро заполняется танцующими, и до самого окончания
концерта никто так и не возвращается на свое
место... "Дубль два" "Карнавала" удается на славу!...
Конечно, когда идут финальные "Посвящение" и (по
традиции) "Памяти Карузо", все продолжают танцевать и
подпевать...
Концерт заканчивается словами благодарности, пожеланиями
всяческих благ калининградцам, "процветания" нашему
городу... Последние слова: "И простите, если что-то было не
так... Я ведь еще только учусь!..." А я подумала: "Господи,
Коленька, да если что-то и было не так, то уж никак не по
твоей вине!...Все, что зависело от тебя, ты сделал на
славу, отработал на все сто, от души!" Думаю, что
недовольных просто не было! А если кто-то все же покинул
зал со скептически поджатыми губами, то это -
исключительно из вредности!
Николь.
вернуться к содержанию "Хроник"
|