"Перед каждым концертом иду в церковь"
Басков Николай Викторович родился 15 октября 1976 года в Москве. Русский. В настоящее время студент Российской академии музыки имени Гнесиных. После ее окончания собирается поступить в аспирантуру. С 10 до 16 лет учился в Детском музыкальном театре юного актера, в составе которого побывал на гастролях в США, Израиле, Швейцарии, Франции. Принимал участие в мастер-классе Хосе Каррераса. Лауреат Всероссийского конкурса романса и испанского конкурса "Grand voche". Обладатель премии "Овация" 1999 года в номинации "Золотой голос России". С 1998 года является солистом оперной труппы Большого театра. До этого пел в Новосибирской опере как приглашенный артист.
Он молод, талантлив и уверен в своих силах. Ему аплодировала публика Большого театра и Конгресс-холла в США. Им восхищался прославленный тенор Хосе Каррерас. Западная пресса писала, что мощный юный голос этого российского певца выражает гамму чувств, свойственных русской душе - страстность, чистоту, жажду жизни и стремление любить.
Николай Басков занял нишу, которая до сих пор пустовала: он соединил классику и эстраду, на его концертах звучат и оперные арии, и современная популярная музыка, и песни, которые были в моде 20-30 лет назад.
- Николай, как начинался Ваш путь на сцену?
- Когда я еще был маленьким, родители хотели, чтобы в будущем я стал знаменитым артистом. Первые мои появления перед публикой заключались в чтении стихов гостям. Голос у меня обнаружился совершенно неожиданно в пять лет. Сначала это было колоратурное сопрано - высокий звонкий голос. С десяти лет я пел в Детском музыкальном театре юного актера. И именно тогда у меня появилось желание стать певцом. Моя первая крупная вокальная работа - партия третьего мальчика в "Волшебной флейте" Моцарта, которую я исполнил в 12-летнем возрасте. С тех пор прошло много лет, наполненных интересными встречами и открытиями, и я считаю, что моя мечта сбылась.
- Кому вы обязаны тем, что состоялись как личность?
- В первую очередь - моим родителям. Именно они привили мне вкус к классической музыке. Планы мамы и папы относительно моего будущего различались. Мама хотела, чтобы я стал великим пианистом, а папа - знаменитым пловцом. Ни тем ни другим я не стал, хотя занятия плаванием мне пригодились - хорошо развитая грудная клетка является одним из условий оперного пения. Кроме того, я получил второй юношеский разряд по плаванию.
После смерти бабушки и дедушки, родители продали их квартиру, дачу и машину и постарались сделать все, чтобы я больше занимался делом своей жизни. Также они заплатили большие деньги педагогу, учившему меня вокалу.
- Кто Ваш педагог?
- С 16 лет я занимаюсь частным образом с заслуженной артисткой России Лилианой Сергеевной Шеховой. Все эти годы я стараюсь не пропускать ни одного занятия - если только не уезжаю куда-то с выступлениями.
- Вы цените мнение Вашего педагога?
- Она для меня является примером среди профессионалов. Помню, когда я поступал в Гнесинку, у меня был скрипучий, очень большой тембр, и меня многие спрашивали : "Как же Вас можно слушать?"На что Лилиана Сергеевна отвечала: "Подожди, Коля, пройдет время - и тебя будут слушать и плакать". Но особенно моя вера в педагога укрепилась после встречи с Хосе Каррерасом, который мне сказал: "Вы на правильном пути. У Вас есть педагог, и верьте только ему. Только он и Ваша голова смогут сделать то, к чему Вы стремитесь. А различных мнений со стороны будет много, и Вам нужно к этому привыкать".
- Вас называют самым молодым исполнителем роли Ленского, Вы поете Альфреда в "Травиате". А как Вы попали в Большой?
- На международный день театра меня пригласили спеть партию Ленского в Новосибирской опере. Это был мой дебют, и я ужасно волновался. Но все прошло нормально, и мне предложили прослушаться у главного дирижера Большого театра. Я приглянулся и Марку Эрмлеру, и худсовету. Вот так я и оказался в оперной труппе Большого театра.
- Говорят, что Вам предлагали остаться за границей?
- Мне предлагали остаться в Америке и доучиться там при школе "Метрополитен". Также приглашали выступать под патронажем аукционного дома "Кристи". Но я хотел остаться в России, петь здесь, и добиться успеха тоже здесь.
- Кто Вам помогает в творчестве?
- У меня есть замечательные друзья - в последнее время мной занимается продюсерский центр "Музыка, совершенство, красота", поддерживающий молодых артистов. Все, что касается моих концертов, гастролей, съемок, записей альбомов, - это все на их плечах.
- Как бы Вы назвали то, что делаете на сцене, соединяя воедино классическое искусство и эстраду? Многие упрекают Вас в том, что, идя по этому пути, Вы прикрываетесь великими именами.
- А как я могу не ссылаться на великие имена? Ведь не могу же я сказать, что так делал какой-то Вася Пупкин. Я говорю о том, что так делает Сара Брайтман или Андреа Бочелли. Они расширили звучание классического голоса за счет привлечения современных форм музыки. И это позволило современную классическую музыку донести до большего числа слушателей.
Все-таки опера - это очень узко направленное действие. Бывает, что публика, откровенно зевая, спит на спектаклях. А на "Опричнике", я видел, многие зрители уходят уже после первого действия. Не знаю, почему. Может быть, если бы там пели Доминго или Паваротти, то публика высидела бы. К посещению оперы надо готовиться, нельзя просто прийти в оперный театр, чтобы посмотреть на его кулисы и декорации в спектакле и увидеть, что исполнители делают на сцене.
Я попытался изменить представление зрителей об оперном искусстве, и мне кажется, что у меня получилось. Я осмелился после великих певцов спеть потрясающую песню "Памяти Карузо" - и приятно, что мое исполнение пришлось по душе людям.
- Как Вы готовитесь к выступлениям?
- Я считаю, что несу со сцены чистую миссию и поэтому перед каждым концертом иду в церковь и прошу, чтобы мне была дана возможность очистить людей от чего-то плохого.
- А какую церковь Вы посещаете?
- Я хожу в разные церкви, но чаще всего бываю в церкви святого Николая Чудотворца, что у метро "Парк культуры".
- Как сложился Ваш дуэт с Любовью Казарновской?
- Мы часто встречались с Любовью Юрьевной в кулуарах Большого и говорили о том, что надо придумать что-то интересное - может быть спеть вместе "Барселону". Все-таки десять лет прошло после прекрасного исполнения этого произведения Монсерат Кабалье и Фредди Меркьюри, и больше на это никто не решился. Но вначале мы все же спели вещь из Генделя, затем записали "Призрак в опере", а вот "Барселону" думаем представить в начале июля на фестивале "Славянский базар" в Витебске.
- Какими произведениями Вы еще порадуете в будущем своих поклонников?
- В моем репертуаре появятся песни, написанные специально для меня. Но у меня есть преимущество, которым я могу козырять: я тенор и могу перепеть, что угодно. В моих планах сделать концерт, который будет называться "Хиты ушедшего века": я постараюсь спеть с оркестром "Yesterday", "Only you", "O sole mio", "Вернись в Соренто", "Прощай любовь, прощай". Все то, что звучало в уходящем веке и трогало людей. А что касается перепевок, то я к этому отношусь спокойно и совершенно этого не стыжусь. Я несу со сцены свое, и пусть люди решают, в чьем исполнении они будут слушать то или иное произведение.
- Правда ли, что Вы поддерживаете хорошие отношения со многими политиками?
- Да, я знаком со многими политиками, но они приходят на мои концерты как зрители. Я никого не приглашаю - они сами изъявляют желание послушать меня. Что же касается самой политики, то я нахожусь вне ее. Совершенно неправильно, если я буду за кого-то агитировать. Когда артист больше думает о политике, он перестает думать о творчестве. Ведь политики приходят и уходят, а артисты остаются.
- Как относятся к Вашей популярности соседи по двору?
- Во дворе меня все хорошо знают и иногда ждут у подъезда, чтобы подписать альбом. А иногда бывает, что подходит кто-то из моих друзей и говорит: "Ты знаешь, мои предки жить без тебя не могут. Ты не можешь черкнуть автограф?" Через какое-то время он опять обращается с аналогичной просьбой: "Колян, моей сестре тринадцать лет, и ты ей очень нравишься. Не знаю, что они все нашли в тебе интересного". Но самое прикольное происходит потом, когда он говорит мне: "Коль, наконец-то я тебя послушал - вообще-то неплохо".
- Какой образ жизни Вы ведете?
- Здоровый: не пью и не курю. Занимаюсь моржеванием. А сейчас опять худею. Несколько лет назад я уже садился на диету и за два с половиной месяца сбросил 15 килограммов. Не буду рассказывать, как я похудел, но замечу, что это очень трудный процесс. Уже тогда я понял, что артист обязан быть прекрасен во всем, чтобы служить своей музе. И в первую очередь он должен быть подтянутым и энергичным.
- Клубы или какие-то тусовки посещаете?
- Когда ты начинаешь подходить к себе как просто к человеку, то можешь позволить себе что угодно - где нибудь прогуляться, сходить на дискотеку. Вот только на следующий день все эти прогулки дают о себе знать, и ты понимаешь, что нужно сдержать свой пыл, чтобы оставаться в форме.
- Каков Ваш идеал женщины?
- Для меня главное в любой женщине - это доброта и отношение к мужчине.
- Как Вы относитесь к получению премии "Овация"?
- Довольно спокойно. Я не считаю себя "золотым голосом России". Может быть, так считают другие люди, но я сам для себя пока еще не завоевал права на этот титул. Вот когда мне исполнится 50 лет, тогда мы соберемся и поговорим о моих успехах и о том, каков мой голос и можно ли его назвать "золотым".
Сергей Бугаенко
"Ваш досуг" 8-15 июня 2000 г. №23(164)
Вернуться к содержанию
|