"Слышал, слышал... Наградит же Господь
талантом для нашего искушения... "
/И.С.Шмелев/

Объяснительная
Новости
Досье
Музыка
Пресса
Фотоальбом
Хроники
форум
Клуб
Опросы-Голосования
Полезные ссылки
Архивы
Гостевая книга
Общение  прямом эфире
Написать письмо

Полезно посетить:

Голосование!
на www.cdru.com


Альбом "Посвящение"
в mp3
на www.mp3.ru

Rambler's Top100

Николай Басков:
"Слухи о моей женитьбе на Пугачевой сильно преувеличены"

      Такое стремительное начало артистической карьеры, такой ошеломляющий успех у самой широкой публики затруднительно и припомнить. Четыре концерта подряд в огромном зале "Россия" при полном аншлаге, а только что объявлены еще два, на 20-21 мая, и вслед за тем три в "Октябрьском" (Петербург)... И это у певца в возрасте 23 лет! Да к тому же контракт в Большом театре и множество других проектов... Молодой певец в одночасье стал любимцем ПУБЛИКИ. Именно это раздражает околоэстрадную "тусовку"

      А вот профессиональная критика в значительной своей части не очень-то ласкова к юному любимцу публики. С наличием красивого сильного голоса, правда, согласны все. Вон и "Овацию" с ходу присудили за 1999 год. Но кого-то не устраивает слишком, с их точки зрения, открытый горловой звук. Кого-то - излишне академичная манера поведения на сцене. Кого-то даже - что гортань дрожит во время пения, это якобы бывает только у "выходящих в тираж", форсирующих "остатки вокала" пожилых певцов... Впрочем, не погорячился ли я, назвав подобную критику профессиональной? Можно ли заподозрить в профессионализме, например, журналиста, который, купаясь в собственном сарказме, при этом путает одну оперную звезду с другой: указывает в качестве сценической партнерши нашего героя Любовь Казарновскую, а дает "подтверждающее" фото с Кариной Сербиной...
      К сожалению, "критик" у нас теперь - это слишком часто человек, который отличается от простого обывателя лишь тем, что имеет возможность высказываться публично, при этом выдавая собственные пристрастия за истину в последней инстанции. И не дай Бог артисту раздражить его чем-либо...
      Николай Басков раздражил многих тем, что слишком резко вторгся в устоявшийся околоэстрадный мир. Он уже имеет свою публику, но еще не удосужился обзавестись "своей тусовкой", оттого его обстреливают с самых разных сторон. Это ж надо - выйти в лидеры по продажам звукового альбома, притом дебютного, пропустив вперед только бешено "раскрученную" Земфиру (беседа с ней была недавно в "Труде"). Но мало того, Коля совершил еще одно "преступление": он выступает на стыке жанров - популярной музыки и классического вокала. И уж тут ему достается от "пуристов", видящих в выходе на эстраду певца, имеющего оперный голос, чуть ли не предательство. Предрекают, что от пения в микрофон певец потеряет профессиональную квалификацию. А кто-то даже беззастенчиво подбрасывает "дезу", будто бы в "России" Басков лишь "открывал рот под фонограмму"...
      Боюсь разочаровать любителей скандалов и сплетен, но, по моим наблюдениям (а сидел я в пятом ряду, то есть совсем близко от сцены), пение было "живым". Об этом свидетельствуют даже те мелкие погрешности, которые практически неизбежны в подобной ситуации. Например, в один из моментов Карина слегка опоздала со вступлением, участникам дуэта пришлось "ловить" друг друга... Если моего ощущения мало, сошлюсь на достаточно компетентных людей - Аллу Пугачеву и Филиппа Киркорова. Они не просто высидели всю трехчасовую программу - Алла Борисовна была в откровенной эйфории, кричала "браво!", потом пошла за кулисы поздравлять молодого коллегу... Может, скажут скептики, примадонну просто "абонировали" на этот вечер, прислав "за так" дорогущие билеты?

 

      - Да ничего подобного, - говорит мне Коля (мы встретились в одном из кафе в центре Москвы, куда певец забежал перекусить после репетиции большого праздничного концерта в Государственном Кремлевском дворце). - Я Аллу Борисовну постеснялся позвать, она пришла по собственной инициативе. Господи, чего только не пишут в прессе. Кто-то даже успел нас с ней "поженить". Смешно...

      - Ну ладно, неизбежным глупым сплетням не будем придавать значения. Но опасения, что привыкнув к микрофону, потеряешь навыки "большого вокала", не кажутся тебе основательными?

      - Так ведь я в микрофон пою с точно такой же отдачей, как и без него.

      - Но тогда от децибелов должно зашкаливать усилители!

      - Их и зашкалило в Питере на "Музыкальном ринге". Зато теперь в "России" поставили три специальных электронных компрессора - так что и галерке было слышно, и первым рядам на уши не "давило".

      - Тогда позволь вопрос-замечание по поводу твоего эстрадного репертуара. Не слишком ли он "разномастный": тут и бесспорные вещи, вроде знаменитого "Карузо" или пахмутовской "Снегурочки", и довольно-таки бледные душещипательные мелодии... И потом - в программе должна быть какая-то сквозная идея, сюжет, соответствующие твоему имиджу. Но ты словно и не ищешь этот имидж - просто, увлеченный вокальными возможностями, "выдаешь" то, что умеешь, благо умеешь многое...

      - Специально заниматься тем, что называется "поиски имиджа", мне кажется бессмысленным и даже противоестественным. Загонять себя в какие-то жестко заданные рамки... Зачем? Ведь жизнь так разнообразна и переменчива. Что до репертуара, то в нем, по-моему, есть хорошие песни - например, о матери солдата. Но в чем-то я с замечанием согласен. Во время майской серии концертов мы обновим программу, особенно отечественную ее часть.

      - А как насчет упреков в "зажатости" на сцене? Их, кстати, высказывают и те, кто видел тебя в опере.

      - Мне самому отнюдь не все нравится из того, что делаю на эстраде (записываю все свои выступления на видео, а потом внимательно просматриваю). Хотя в этой программе у нас, по-моему, достаточно много динамики, танцев. Я же специально занимаюсь сценическим движением с Элиной Авраамовной Быстрицкой.

      - Нет ли резона в опасениях, что взятый тобой в сфере эстрады стремительный, даже лихорадочный темп помешает оперным планам?

      - А никакого лихорадочного темпа нет. Мой продюсер Борис Шпигель отказывается от всех приглашений на гастроли с нынешней программой - бережет мои силы. Да и в опере не тороплю события. Наоборот, меня в театре подгоняют - давай в июне "Травиату"... Но я помню, как тяжело было во время подготовки к "Евгению Онегину" год назад - тогда мне даже не дали времени приноровиться к основной сцене, я вышел на спектакль прямо с репетиционной площадки. А партия Альфреда труднее партии Ленского. Надо выдержать не два, а три действия. Выносливость же приходит с опытом, которого в 23 года, конечно, не хватает.

      - Внезапно "обрушившаяся" известность, наверное, изменила тебя, ты стал более закрытым... Легко ли с друзьями - теми, кто тебя помнит по прежним, "незнаменитым" годам?

      - Мне кажется, я остался тем же. Хотя не скрою, что, например, с приятелями по школе общаться непросто. Мне что-то говорят - а я отвечаю невпопад, потому что голова занята кучей дел, которые надо успеть переделать. Но настоящих друзей я, конечно, никогда не забываю. Ведь сколько людей помогли мне за 7 лет профессиональных занятий вокалом! Это и Галина Сергеевна Преображенская, которая вывела меня "в свет" на Лемешевских певческих праздниках в Тверской области, "благословила" на участие в вашем "трудовском" конкурсе "Романсиада". Это и все журналисты "Труда" во главе с Александром Серафимовичем Потаповым, которого так приятно было видеть на моем концерте. Это те, с кем сдружился на "Романсиаде", - Дима Шумейко, Максим Сытник, разумеется, Кариночка Сербина, с которой мы теперь вместе поем и в Большом театре, и на концертной эстраде. Я благодарен Владимиру Викторовичу Васильеву, поверившему в меня, пригласившему в Большой. Стараюсь отплатить за заботу - например, теперь, когда у меня уже есть кое-какие возможности, помогаю хору ветеранов ГАБТа найти спонсорские средства...
      Совсем особую роль в моей жизни сыграла Лилиана Сергеевна Шехова. Это педагог Божьей милостью. Ее отец учился у Аполлинария Вишневского, который, в свою очередь, занимался у великого Мазини. Сохранилась письменная рекомендация, которую дал Аполлинарию Осиповичу сам Собинов... Когда мне говорят, что я "перерос" свою учительницу, и пора обратиться к другим специалистам, я просто смеюсь. Каррерас, услышав меня, сказал: занимайтесь только с ней и никого больше не слушайте... Уж не говорю о том, что менять педагога просто опасно. Ведь у каждого - своя система. По-одному разучишься петь, а по-другому не научишься. Лилиана Сергеевна, кстати, до сих пор и сама прекрасно поет. Мы с ней недавно в Малом зале Консерватории исполнили заключительный дуэт из "Кармен".
      Ну и, конечно, очень помогла мне продюсерская фирма "Музыка, совершенство, красота", которая занимается мной в последнее время. Если бы не их забота, я бы, возможно, уехал из России. Приглашений достаточно. Вот на 2002 год зовут в Венскую государственную оперу на "Травиату". На днях еду в Милан поработать над партией Альфреда с дирижером Коучем, который как раз и будет ставить эту оперу через два года в Вене. А главный дирижер Большого Марк Фридрихович Эрмлер "намекнул" на партию Герцога в "Риголетто". Дай Бог... Ну и совершенно точно осенью на нашей сцене пойдет "Евгений Онегин" в обновленной постановке Бориса Александровича Покровского.

      - Ну а планы в области популярной музыки?

      - Говорят, мной заинтересовался Эндрью Ллойд Уэббер, фрагмент из мюзикла которого "Призрак оперы" я исполняю в концертах. EMI, известная западная фирма звукозаписи, уже пригласила меня в августе этого года в Англию, где мы должны встретиться со знаменитым композитором... А кроме того, предполагаем выпустить второй тираж моего альбома, на сей раз милионный, что позволит снизить его цену и потеснить пиратов. Кстати, призываю своих поклонников - будьте внимательны, пиратских дисков только в одной Москве "гуляет" около 400 000. Вы их сразу отличите от фирменных: плохая полиграфия и, естественно, скверный звук.

      - Как удается сохранить физическую форму? Наверное, даже не высыпаешься: выступления заканчиваются поздно, а утром уже надо спешить на репетицию...

      - Ну поспать и в автомобиле можно, пока меня везут. А вот за весом надо следить. Сейчас он у меня 80, при росте 176 это многовато. Хожу в тренажерный зал, плаваю в бассейне. Конечно, никакого алкоголя, никаких ночных клубов...

      - Остается ли время на чтение?

      - Читаю в основном ноты. Хотя иногда урываю полчаса на моего любимого Ремарка. А бывает, чтобы расслабиться, просто ставлю запись какой-нибудь оперы и слушаю с закрытыми глазами. Спасибо маме - она меня в таких случаях оберегает, не зовет к телефону. Мамочка - вообще "координатор" всех моих дел..

      - Ты родителей еще не "снял с работы"? Ведь твои гонорары, наверное, уже позволяют это.

      - Дело не в деньгах. Ну как можно, например, папу (он - военный) оторвать от его службы?.. Я на всю жизнь запомнил, как бабушка умерла на следующий день после ухода на пенсию.

      - Наверное, твои дела не навечно в руках мамы, и, возможно, вскоре у тебя появится другая "координаторша"?

      - Если речь о браке, то я не тороплюсь. Алла-то Борисовна еще замужем! (Смеется. - С.Б.) Хотя, если серьезно, с личной жизнью вроде бы порядок. Но быть женой артиста - это тоже призвание. Оно есть далеко не у каждой женщины.

      - Ты чертовски удачлив - это бесспорно. А чувствуешь ли себя счастливым?

      - Я слишком мало прожил, чтобы с уверенностью сказать - да, вот оно, счастье, я достиг чего хотел... Наверное, когда мне будет 50, смогу подвести какой-то итог, дав собственной жизни определение: счастливая, несчастливая... Говорят, Шаляпин, умирая, произнес: "Какой пустой оказалась жизнь!" Наверное, он как никто другой знал, сколько из задуманного НЕ сделано...

      ...Время нашей встречи истекло. Николай встал из-за столика.
      Что суждено этому, в сущности, еще мальчику, почти вмиг ставшему предметом обожания для одних (всерьез утверждают, его голос даже понижает уровень сахара в крови у страдающих диабетом) и мишенью для раздраженной критики других (их куда меньше)? Повторит ли Николай карьеру своего кумира Марио Ланца, которого тоже и боготворили за дивной красоты голос, но изрядно и поругивали? Найдет ли он тот самый имидж, а по-иному сказать, стержень артистической личности, которого - и это тоже естественно - ему пока недостает? Продолжит ли, вкусив головокружительного успеха на эстраде, многотрудный и далеко не всегда благодарный путь оперного актера?
      Но важнее всего даже не выбор между оперой и эстрадой. Ведь нет жанров высоких и низких - есть хорошая или плохая музыка. Хранить верность вот этой "союзнице" - настоящей музыке - я, как и все его доброжелатели, желаю Николаю Баскову всегда.

Бирюков Сергей

Труд №88 от 17.05.2000

Вернуться к содержанию

      webmaster@baskovclub.webservis.ru

Hosted by uCoz